Эта история произошла в 1983 году. И на первый взгляд ничем не примечательна. И уж тем более, ничего интересного в ней не увидит нынешнее поколение. Конечно сейчас трудно понять реалии того времени и представить себе отсутствие на прилавках магазинов элементарных вещей.
Модникам 80-х годов прошлого века приходилось совсем туго. Купить импортную вещь известного бренда было практически невозможно, в обыкновенных магазинах Советского Союза это было исключено. Не было бутиков, шоу-румов, торговых центров в нынешнем понимании. Естественно не существовало еще интернета, и вы не могли дистанционно заказать себе вещи, например через Aliexpress. Но людей желающих одеваться стильно хватало. Спрос на брендовую одежду был большой и, даже в такой ситуации, существовало несколько возможностей добыть что-то необыкновенное.
Большой популярностью пользовались комиссионные магазины. Сюда советские граждане могли приносить одежду, обувь, электронику и выставлять на продажу. Комиссионка получала с этого свой процент и все были довольны. Подразумевалось, что это личные вещи сдающего, новые или бывшие в употреблении, типа second hand. Соответственно, человек, побывавший за границей и купивший там что-то интересное, мог на этом заработать, выставив свой товар в комиссионке.
Этой же схемой часто пользовались и фарцовщики. Они промышляли возле гостиниц, вокзалов, исторических мест, везде, где могли появиться иностранцы. Иметь среди своих знакомых фарцовщика означало, что всегда можно купить что-то «фирмовое».
В СССР существовала сеть чековых магазинов «Березка». Граждане, которые работали за рубежом, получали зарплату не в валюте, а специальными чеками, которые могли потом «отоварить», только в этих самых «Березках». Ассортимент там был вполне достойный, и со временем около этих магазинов сформировался черный рынок по перепродаже заветных чеков.
Оставался еще и народный способ приодеться. При помощи всем известного «сарафанного радио», люди по знакомым перепродавали модные шмотки.
В то время, я был юношей с непреодолимым желанием одеваться модно и стильно. Возможностей, да и денег, для этого было не много, а родители в этом вопросе мне помочь не могли. Мама постоянно пыталась мне что-то навязать, по ее мнению естественно приличное, молодежное. Она работала тогда в закрытом «почтовом ящике», недалеко от метро «Сокол», и некоторые сотрудники их предприятия в командировки выезжали за границу. В основном это были страны соцлагеря Восточной Европы. “Шмотки” они привозили не интересные и, когда мама в очередной раз позвонила и сказала, что ее коллега что-то там привезла, меня это не заинтересовало. Даже тот факт, что в этот раз ее подруга прилетела из Франции, не вселил в меня оптимизма.
- Какая там еще кофточка, мама!?
- Не кофточка, сынок, а толстовка. Желтенькая такая…
- Мам, ну куда мне желтенькую?
- А, что, очень яркая и на ней еще крокодильчик вышит и, что-то написано.
Тут до меня стало доходить, что в этот раз маме попалась действительно стоящая вещь.
- Мамуль, а с этого места давай подробнее. Какое слово там вышито?
- Lacoste….
Вот это, да! Купить настоящую толстовку французского бренда в Москве, это фантастика!
- Сколько просят за нее?
- 50 рублей…
- Никому не отдавай, я еду!
И действительно, приехав к маме на работу, я увидел желтую толстовку с вышивкой Lacoste и традиционным крокодилом. Просто чума! Я сразу стал самым модным парнем на районе, и хотя некоторые девчонки теперь звали меня «цыпленком», из-за очень яркого желтого цвета, но это не казалось мне обидным. Наоборот, я был очень доволен собой и всегда находился в центре внимания. Знакомые модники просили толстовку на прокат, постоянно поступали предложения о продаже. Благополучно походив королем года два, перед самым уходом в армию я продал ее за 120 рублей. Но и на этом история с толстовкой не закончилась. Вернувшись еще через два года со службы, в один прекрасный день я увидел свою любимую толстовку на незнакомом парне. Вся стиранная-перестиранная, но это была она. Выяснилось, что толстовка переходила из рук в руки, и этот парень купил ее на днях за те же 50 рублей.
Прошло более тридцати лет, уже нет СССР, кардинально изменились ценности, отношение к покупке одежды. Можно пойти в магазин и купить себе все что хочется. Но вместе с этим мы потеряли что-то неуловимое, радость от простых вещей и возможно свою индивидуальность. Сегодня уже сложно представить, сколько положительных эмоций может принести такая простая вещь как толстовка.
Автор Беляков К.