8 (495) 798 57 14
8 (909) 963 63 39
WhatsApp-Viber-6.png

Яндекс.Маркет идет путем Amazon

Яндекс.Маркет перестраивается, превращаясь в онлайн-гипермаркет сопоставимый с американским Amazon. Яндекс.Маркет планирует работать по модели гипермаркета, но в интернет-среде, то есть контролировать процессы доставки и оформления заказа, и уже ведет переговоры с логистическими компаниями на предмет аренды складов, на которых будут храниться наиболее востребованные товары.

Гендиректор компании Максим Гришаков рассказал, что Яндекс.Маркет должен выглядеть как традиционный гипермаркет, но в интернет-версии.

Переход к новой модели Яндекс.Маркет начал еще в прошлом году. В сентябре 2016 года Яндекс.Маркет изменил схему работы с магазинами с рекламной (cost-per-click, CPC) на транзакционную (cost-per-action, CPA). Если раньше площадка брала комиссию от 4,5 процента за каждый переход пользователя на сайт магазина, то теперь — за совершенную покупку от 2 процентов. По словам главы Яндекс.Маркет, за полгода на новую модель перешли 5 тысяч партнеров сервиса, то есть 25 процентов от всех магазинов, представленных на сервисе. Оставшиеся 15 тысяч сайтов работают по прежней схеме. Согласно данным сервиса, в Москве и области уже 20 процентов заказов оформляются прямо на Яндекс.Маркет.

«Мы создаем систему, при которой потребитель может прийти на Яндекс.Маркет, выбрать нужные товары по лучшей цене и эти товары ему придут одной доставкой, объяснил Гришаков. Именно поэтому мы приняли решение перейти на транзакционную модель. Мы будем строить систему логистики и доставки товаров, агрегировать их на складах и предлагать покупателям самые выгодные условия. Мне хочется сделать так, чтобы покупатель, приходя к нам, мог выбрать разные товары с самой выгодной ценой и получить их самым удобным способом — курьером, почтой и т.д».

Гришаков признается, что крупные магазины чуть менее заинтересованы в новой модели, так как предпочитают строить свои программы лояльности: «Им хочется, чтобы покупатель приходил только к ним, и они неохотно делятся трафиком. Amazon в Америке тоже не работает с самыми крупными игроками, потому что последние пытаются что-то делать сами. Кроме того, в крупных магазинах цены могут быть выше, поэтому люди предпочитают более мелкие магазины. А мы со своей стороны будем гарантировать им доставку, логистику и так далее, например с помощью сервиса Яндекс.Доставка. Плюс сейчас мы начали инвестировать в партнерство с логистическими операторами и будем еще больше расширять присутствие в регионах. Таким образом мы развиваем эту часть индустрии».

По словам главы Яндекс.Маркет, за счет такого масштаба можно снижать цены: «Мы знаем, что если будем предлагать неэффективные цены, то к нам не придет никто. А если самые доступные цены, то к нам будут ходить как люди, так и другие компании, которые будут предлагать свои услуги через нас». Как добавил Гришаков, сервис планирует и дальше экспериментировать и предлагать на своей площадке остальные категории товаров.

По мнению представителя компании Ozon, склады играют ключевую роль в объемах продаж. «Вся наша модель это прямые продажи, более 90 процентов наших продаж — это продажи со склада. Мы верим в строительство долговременных отношений с покупателями, поэтому нам важно самим контролировать ключевые части бизнеса — собственные склады, собственную курьерскую доставку, собственный кол-центр и т.д.», — сказал представитель компании.

Глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейших ретейл-игроков, например «М.Видео», Ulmart, Mediamarkt, Ozon) Алексей Федоров считает что, переход Яндекс.Маркет на новую модель «не приведет ровным счетом ни к чему». Яндекс не получит никакой дополнительной прибыли в случае, если решится положить товар поставщиков на свои склады, ведь последним держать свой товар на чужих складах совершенно невыгодно. Как правило, они вполне справляются с доставкой при помощи транспортных компаний и держат товар у себя, не раздавая его на хранение», — утверждает он.

Федоров говорит, что интернет-гигант будет заключать не контракты о поставке с отсрочкой, а договоры ответственного хранения. Яндекс не будет покупать все товары на рынке, иначе он превращается в обычный интернет-магазин, это не модель маркетплейса. Модель маркетплейса расплачиваться с поставщиками, когда товар продан», — рассуждает он.

Причиной перехода на новую модель глава АКИТ называет возрастающую конкуренцию, в частности с китайским AliExpress. «Из 300 миллионов посылок из-за рубежа доля AliExpress составляет не менее 60 процентов, говорит он. К концу 2017 года с китайского маркетплейса в Россию будет поступать 1 миллион посылок в день — это уже больше, чем все заказы на Яндекс.Маркет вместе взятые».

Второй конкурент Яндекса — Avito, продолжает Федоров. «Сейчас посещаемость Avito больше, чем посещаемость Яндекс.Маркет. А я хочу напомнить, что Яндекс.Маркет — это отдельная коммерческая структура, которая закупает у большого Яндекса трафик, данные, что правильно. Поэтому этой структуре нужен прорыв, ведь они находятся в ловушке. С одной стороны, очень поджимают товары б/у, продаваемые на Avito, с другой — дешевые китайские товары с AliExpress».

«Все хотят стать Amazon. Но это потребует огромных вложений со стороны Яндекса — свои склады, много наименований. Так уже работает, например, Ozon. У него огромные вложения в собственную логистическую инфраструктуру и так далее. И компания до сих пор убыточна», — заключает эксперт.

На Западе онлайн-продавцы успешно отвоевывают покупателей у классического продавца. В США Amazon считается третьим по объему продаж ритейлером мира (выручка в 2016 году — 136 миллиардов долларов), уступая только двум «классическим» Wal-Mart (485 миллиарда долларов) и CVS Pharmacy (177 миллиардов долларов). В 2014 году компания открыла первые офлайн-магазины, а в июне 2017 года объявила о покупке сети магазинов здоровой пищи Whole Foods за 13,7 миллиарда долларов, тем самым усилив и свое присутствие в офлайн-ритейле.

Amazon активно автоматизирует свои бизнес-процессы при помощи инновационных разработок. Так, в 2012 году компания купила производителя складских роботов, предназначенных для автоматического перемещения товаров, создав подразделение Amazon Robotics. В 2016 году компания заявила, что осуществила первую доставку с помощью беспилотника.

Согласно опросу PwC, в результате успеха модели Amazon 28 процентов опрошенных в мире заявили, что стали меньше ходить в обычные магазины, а 10 процентов делают покупки только у американского интернет-ритейлера. По данным Министерства торговли США, за 2016 год электронная коммерция в стране показала рекордный рост с 2013 года: покупки в интернете достигли 394,8 миллиарда долларов, что на 15,6 процента выше, чем годом ранее, тогда как общие ритейл-продажи за год выросли всего на 2,9 процента, до 4,8 триллиона долларов.

В России, по данным Data Insight, за прошлый год онлайн-продажи выросли на 23 процента, до 800 миллиардов рублей. Рост в 2015 году составил 16 процентов. Как отмечают аналитики, рост опыта использования интернета потребителями — основной драйвер роста рынка, а доставка на следующий день — важнейший фактор развития интернет-торговли в регионах.

Источник РБК

19.07.2017

Возврат к списку


Яндекс.Метрика